Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Ансамбль Успенского монастыря, XVI-XVII вв.: Успенский собор, 1560г., зодчий Постник Яковлев

Зеленодольский район, с. Свияжск, пл. Успенская, территория Успенского Богородицкого мужского монастыря Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия федерального значения. Поставлен на охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 №1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".

История

Собор был заложен весной 1556 г., завершение строительства и освящение состоялось в сентябре 1560 г. Строительство осуществлено артелью псковских мастеров под руководством Ивана Ширяя; проект собора, вероятно, подготовлен Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Пристройки к собору: галереи-паперти – начало XVII в.; устройство квадратной апсиды Германовского придела с юго-восточной стороны – конец XVII в. (разобрана в конце XVIII в.); трапезная – конец XVIII в.; крытое крыльцо – 1857 г.; устройство калориферных печей – 1894 г.
Первоначально представлял собой квадратный в плане, одноглавый, под восьмискатной кровлей, четырехстолпный, крестово-купольный, трехапсидный храм, построенный из белого известняка, добытого у Печищ и Гребеней. Снаружи фасады храма были обработаны четырьмя лопатками, стянутыми по верху лопастными арками, барабан украшен типично псковскими деталями: ленты из "бегунков" – впадинки из треугольников, сверху и снизу пояски из поребрика, над ними лента из полуциркульных арочек. В 1730-1740-е гг. собор перестраивается в барочном стиле: восьмискатное покрытие заменяется полусферической кровлей; срезаны характерные псковские детали на кровле – "щипцы"; углы здания надложены кирпичом; по верхнему краю стен (на всех четырех фасадах) возведен узорчатый аттик – парапет из пышных барочных фронтончиков; глава собора получает восьмискатное сферическое покрытие, вместо завершения луковичной формы; на главе надстраивается глухой восьмигранный барабан, облицованный железом, над ним небольшая грушевидная главка с крестом; парапет южной паперти украшен вновь возведенной узорчатой балюстрадой; фасады прорубаются новыми оконными проемами, украшенными, как и окна вновь пристроенной трапезной, барочными наличниками.
Главной достопримечательностью собора остаются фресковые росписи – один из наиболее сохранившихся циклов монументальной живописи XVI в. (общая площадь 1080 кв. м.). Фрески собора не имеют полных аналогов, по манере написания и цветовому колориту, ни в одной из древнерусских школ фресковой росписи. По содержанию роспись может быть подразделена на три сюжетные линии: история жизни первых людей Адама и Евы; "божественное домостроительство" – создание Богом всего сущего на небесах и на земле; жизнеописание Пресвятой Богородицы. Интересной особенностью фресок является отсутствие на западной стене храма традиционного сюжета "Страшного суда". На приалтарных столбах изображен Иоанн IV Грозный – слева и митрополит Макарий – справа. Фрески неоднократно подновлялись.

Регистрационный номер в едином государственном реестре ОКН №161711092940016

Объекты поблизости