Обратная связь

Нажимая на кнопку «Отправить» Вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Комплекс храмовый 18-19вв.: Дом Причта. 1845-1847гг.. архитектор Петонди Ф.И.

г.Казань, ул.Мусы Джалиля 21/5 Показать на карте

Об объекте

Объект культурного наследия республиканского значения. Поставлен на охрану постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.06.2001 №318 "О включении в государственные охранные реестры памятников истории, градостраительства и архитектуры республиканского значения дополнительно выявленных объектов и передаче памятников истории и культуры в оперативное управление Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республики Татарстан".

История

Находится на подъеме из нижней части города в верхнюю. Петропавловский собор – ценнейший памятник архитектуры русского барокко начала XVIII в. – явление в русском провинциальном зодчестве почти исключительное.
Расположен в центральной части города на возвышенном месте, перекликается своей архитектурной композицией, устремленной ввысь, с вертикалями башен Казанского кремля, обогащая силуэт города. Декоративный наряд стен здания, представляющий собой причудливо извивающиеся лепные украшения в виде разводов ветвей и трав, органично связан с окружающей природой.
Собор Петра и Павла построен в период 1723-1726 гг. на средства богатого купца-промышленника Михляева на месте деревянной Петровской церкви в честь пребывания в 1722 г. Петра I в Казани. Возводимый местными мастерами наспех храм был почти закончен, но из-за допущенных ошибок в кладке стен и свода обрушился. Известно, что после этого Петр I прислал для строительства опытных зодчих, которые закончили его возведение в 1726 г., уже после его смерти. К сожалению, авторы этого сооружения остаются неизвестными.
Подобно многим московским храмам эпохи нарышкинского и строгановского барокко храм представляет собой двухъярусное, бесстолпное, сводчатое сооружение, прямоугольное в плане, с пристроенными к нему с восточной стороны тремя алтарными апсидами, а с западной – трапезной. К основному объему здания, имеющему высоту до 52 м., с двух сторон примыкает открытая обходная галерея (гульбище), с ведущими на нее двумя (юго-западным и северным) широкими парадными крыльцами. Обходная галерея с восточной стороны замыкается небольшим приделом с круглой апсидой.
Над центральной частью собора возвышается четверик, над которым размещен восьмерик, увенчанный глухим восьмигранным барабаном и двумя расположенными друг над другом небольшими главками. Удачно найденные пропорции храма, соотношение высоты главных и второстепенных объемов подчеркивают стройность и изящество его силуэта. Вверху по карнизу восьмерика сделаны ажурные украшения из кованого железа, придающие зданию легкость и устремленность ввысь. Эта интересная деталь является своеобразной интерпретацией каменных барочных фронтончиков, «петушьих гребешков», которые имеются на завершении четвертого яруса стоящей рядом соборной колокольни. Храм поражает вычурностью затейливых украшений стен и наличников, а также богатством цветовой гаммы наружной отделки фасада.
Стены, оконные и дверные наличники пышно орнаментированы прекрасно прорисованными резными каменными деталями, которые на преобладающем серо-коричневом фоне расписаны сочными оранжевыми, синими и зелеными красками. Простенки второго этажа украшены изразцами: по ярко-голубому фону белые и желтые цветы. Внутренние стены верхнего храма декорированы лепным орнаментом и расписаны масляной живописью, к сожалению, испорченной в XIX в. при подновлении. Купол, устремленный ввысь, весь отделан лепными украшениями: гроздьями виноградных лоз, цветами, переплетающимися ветвями. Алтарь также обработан каменными резными деталями. Более скромно выполнена отделка трапезной и помещения нижнего храма. В соборе сохранился богатый своим декоративным убранством деревянный резной золоченый семиярусный иконостас (первой половины XVIII в.). Резьба иконостаса выполнена в типичных формах русского барокко.

Регистрационный номер в едином государственном реестре ОКН №161711250280015

Объекты поблизости